Джордж Нельсон (George Harold Nelson, 1908—1986 гг.) не был «графическим» дизайнером. Он называл себя просто дизайнером. За пятьдесят лет своей творческой деятельности он успел попробовать себя в огромном множестве так называемых «дизайнерских» дисциплин.
Нельсон получил огромную популярность как проектировщик мебели, промышленный дизайнер, дизайнер интерьеров и выставок. Но, кроме того, он был изумительным автором — репортёром, редактором и эссеистом. Может быть, проекты, которые он создавал на английском языке, были самыми большими его проектами из всех. К сожалению, эти эссе, так же как и несколько книг и бесчисленные журнальные статьи, долгое время не были опубликованы.
Кроме того, Нельсон преподавал на протяжении всех этих пятидесяти лет. А ещё он путешествовал и делал фотографии, исследуя мир при помощи пишущей машинки, блокнота и камеры. А потом он снова писал и проектировал, путешествовал и преподавал. И снова учился сам.
Этот выдающийся человек, с всеобъемлющими интересами и способностями, успешный в разнообразных видах деятельности, заявил о себе относительно рано. Джордж Гарольд Нельсон родился в 1908 году в Хартфорде, штат Коннектикут, и в 1928 году окончил Йельский университет, где он изучал архитектуру, с дипломом бакалавра искусств. В 1931 году он получил диплом бакалавра изящных искусств в Йельской школе изящных искусств.
В последующие годы он работал в архитектурном бюро Адамса и Прентиса, участвовал в выставках и успел взять серию интервью у таких культовых персон в мире дизайна и архитектуры, как Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Джио Понти и многих других.
В 1935 году Нельсон занимает должность редактора в Архитектурном форуме, ведущем профессиональном журнале того времени, издаваемом Times, Inc. За десять лет работы в Times он стал соиздателем Архитектурного форума, специальным автором журнала Fortune, и был среди тех, кто в период выхода страны из военного времени подготовил будущее городского планирования, строительства домов, промышленности и индустрии путешествий.
В 1938 году он опубликовал свою первую книгу, а до вступления Америки в войну он был также партнёром Вильяма Хамби (William Hamby) в архитектурной фирме, которая преуспевала на почве дизайна, создав, в частности, широко известный манхэттэнский дом-«машину для жизни» для Шермана Фэирчайлда (Sherman Fairchild), самолётного магната.
После войны Нельсон встретил Ди. Дж. ДеПри (D. J. DePree), который искал нового дизайнера для современной мебельной фабрики, принадлежащей его компании Herman Miller, Inc. Встреча стала следствием работы, которую Нельсон сделал для Times, Inc. Это была стена для хранения, представление о внутреннем пространстве помещений, организации и эффективности, которое было опубликовано в Архитектурном форуме, попало на обложку журнала Life и стало темой для главы в книге Нельсона «Дом завтрашнего дня», написанной в соавторстве с Генри Райтом, коллегой по Форуму.
Стена для хранения, архитектурный ответ надоевшему беспорядку, накопившемуся в период послевоенного расцвета, демонстрировала необычное сочетание цели, квалификации и понимания. Этот проект также указывал на скорое исчезновение автономной мебели, которое Нельсон будет непрерывно предлагать на протяжении всей своей карьеры в мебельном дизайне. За встречей последовало очень долгое (почти 40 лет) сотрудничество Нельсона и Herman Miller, Inc.
Союз естественным образом перерос в открытие Нельсоном собственного дизайн-бюро и исследование других интересов в области дизайна. Это привело к сведению на нет отношений с Times, Inc. и, что неудивительно, к редакторской деятельности в Interiors magazine, а позже к развитию журнала Industrial Design magazine. Но главным следствием для Нельсона была возможность отпустить на свободу свои инстинкты, дать волю мыслям, освобождённым от моря посторонней информации, и осуществлять процесс, необходимый для того, чтобы превратить идею в материальную, часто полезную и красивую вещь.
Работая в компании Herman Miller, Inc., Нельсон вышел за рамки должности директора по дизайну, придавая огромное значение тому, что сейчас называется «корпоративным стилем». Его внимание к каждой мелочи, вплоть до фирменных бланков и каталогов, а также приглашение других архитекторов для разработки продукции дало огромные результаты и, кроме того, привело к серьёзному развитию собственного дизайн-бюро Нельсона. Самое важное, что это положило начало практике специализации в дизайне. Похоже, именно Нельсон привёл весьма убедительный пример важности такового деления.
Это, в свою очередь, дало Нельсону собственную миссию: заставить людей ясно увидеть, чем дизайн является, а чем нет, чего он может достичь и что ему потребуется как дисциплине, чтобы раскрыть свой потенциал. Он также изо всех сил старался показать, что дизайном управляет довольно универсальный мыслительный процесс, приносящий определённые выгоды тем, кто умеет смотреть сквозь визуальный стиль и чётко видеть мир, который они создают.
Попытки сделать это заняли Нельсона на долгие годы. Он боролся с предубеждениями населения, которое он назвал «визуально неграмотным», людей, которые путали дизайн со стилем, не развивали никаких критических визуальных способностей и не понимали, что очевидный внешний вид предмета не имеет никакого отношения к дизайну; дизайн наоборот был необходимым и предельно логичным внутренним свойством в искусственно созданном мире. Дизайн в понимании Нельсона делал мысленный взгляд видимым, физическим и постижимым на языке материалов реального мира.
Нельсон полагал, что естественный мир и естественные науки обеспечили своего рода модель, которая могла бы быть использована дизайнерами для создания материального мира. Он видел необходимость в формировании научного метода для критической оценки дизайна. Он верил, что дизайн, подобно науке, нуждается в системе, включающей теорию, гипотезы и экспериментальные исследования, подтверждающие его целостность.
Нельсон был на пике своей дизайнерской карьеры в тот период, когда научные исследования в области дизайна меняли человеческие представления и порождали новые модели и метафоры, помогающие получить большую ясность и глубину понимания физического мира.
С середины 1940-х до середины 1980-х годов бюро Нельсона поработало с множеством клиентов, создало несколько бессмысленных проектов, вынесло ряд революционных предложений, которые никогда не были реализованы, и, самое необычное, давало консультации для корпоративных клиентов, деятельность, которая до сих пор находится за рамками интересов большинства дизайнеров.
Нельсон продолжал писать, проектировать, путешествовать, преподавать, заниматься организационной деятельностью и играть роль овода, кружащего над дизайнерским сообществом, частенько жаля его возмутительной правдой.
Сложно упомянуть всё, что создал Нельсон и его дизайн-бюро в период с сорок пятого до середины 80-х годов. Огромное количество проектов, увидевших свет за это время, — чудо само по себе. Многие из этих работ остались в памяти до сих пор, некоторые получили статут икон дизайна, а часть стала культовой классикой. Другие работы Нельсона, возможно, были делом случая — интуитивной вспышкой, открывшей неожиданные возможности.
За эти годы различные люди были в большей или меньшей степени ответственны за интерпретацию, и воплощение идей Нельсона в графику и упаковку. Список дизайнеров, которые создавали проекты, включает Ирвинга Харпера (Irving Harper), Криса Пуллмана (Chris Pullman), Томоко Михо (Tomoko Miho), Джорджа Черни (George Tscherny), Дона Ирвина (Don Ervin), Фреда Вицига (Fred Witzig), Герберта Ли (Herbert Lee), Тобиаса О’Мара (Tobias O’Mara), Филипа Джорджа (Philip George) и Энтони Замора (Anthony Zamora).
Интерес, аппетит, любопытство, мастерство и, в некотором смысле, невиновность — или, по крайней мере, определённый идеализм — в жизни и работе Нельсона характеризуют его как человека определённого времени: эры, которая видела подъём и спад Америки как доброжелательной супердержавы, дающей права и возможности; и эры, которая видела, как наука не справилась со своей ролью катализатора; эры развития, узурпированного политикой и силой экономики.
По счастливой случайности Нельсон жил в послевоенное время, когда дизайн действительно имел значение. Текущие проблемы дизайна, его идеалы и стиль, возможно больше не отражают те, которые ранее поглощали его. Но пока это было так, не было более сильного, более красноречивого и более последовательного практика, чем Джордж Нельсон.
Использованы материала Американского института графических искусств
См. также:
Людвиг Мис ван дер Роэ: король небоскрёбов, «Машины для жизни» от Шарля Ле Корбюзье [2], «Машины для жизни» от Шарля Ле Корбюзье [1]