Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886—1969 гг., настоящее имя — Мариа Людвиг Михаель Мис) родился в 1886 году в городе Ахен (Германия) и работал на семейном предприятии, занимавшемся резьбой по камню. В 1905 году дизайнер переехал в Берлин, где устроился на работу в бюро Бруно Пауля (Bruno Paul). В 1908 году он перешёл в студию Петера Беренса (Peter Behrens), где проработал до 1912 года. Частью его превращения из сына резчика по камню в члена берлинской культурной элиты стала смена имени.
В 1910—1920-х годах под влиянием Беренса Людвиг Мис ван дер Роэ развивал собственный подход к дизайну, которому он остался верен на протяжении всей своей карьеры. Этот подход основывался на передовых структурных методах прусского классицизма. Мис также тяготел к эстетическому кредо как русского конструктивизма, так и датского неопластицизма. Кое-что Мисс позаимствовал у стоечно-балочной конструкции Карла Фридриха Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel) для своих проектов из стали и стекла.
Мис сделал важный вклад в философию архитектуры конца 20—30-х годов. За этот период он создал несколько оригинальных зданий, включая Павильон в Барселоне и элегантную виллу Тагентхат в Брно (Чехия), которая теперь находится в списке мирового наследия ЮНЕСКО.
В тридцатых годах Мис недолгое время проработал директором в Баухаузе (Дессау, Германия) по настоянию своего друга и конкурента Уолтера Гропиуса (Walter Gropius), и осуществлял контроль над его закрытием из-за политического давления. В это десятилетие он очень мало строил (главным его заказом на строительство были нью-йоркские проекты), потому что в Германии он был персоной нон грата. В конце 30-х он неохотно сбежал из страны, так как чувствовал, что власть нацистов растёт. Когда он прибыл в США в 1937 году, он уже был широко известен.
Мис обосновался в Чикаго, где был назначен главой архитектурной школы в Чикагском технологическом институте (позже переименован в Иллинойский технологический институт). Одним из условий, при которых он соглашался на эту должность, было право перепроектировать университетский городок. Некоторые из его самых известных зданий всё ещё стоят там.
В 1946—1950 годы Мис ван дер Ройе строил Дом Фарнсуорт для чикагского доктора Эдит Фарнсуорта. Это был первый дом, построенный им в США. Дом имеет прямоугольную форму с восемью стальными колоннами, стоящими в два параллельных ряда. Между ними заключены две бетонные плиты — одна в качестве пола, другая — потолка, закрытое стеклом жилое пространство и веранда. Все внешние стены являются стеклянными, и интерьер полностью открыт за исключением обшитой деревянными панелями зоны, где располагаются две ванные, кухня и служебные помещения. Кроме поверхностей, состоящих из стекла, всё здание — ярко-белого цвета (Дом Фарнсуорта иногда путают с известным «Стеклянным домом» Филипа Джонсона, Philip Johnson).
В течение 1951—1952 годов Мис спроектировал и построил Дом Маккормика, расположенный в Элмхерст (Иллинойс), для застройщика Роберта Маккормика, заказавшего себе летнюю резиденцию. Эта работа послужила основой для целой серии проектов домов ленточной застройки в Мелроуз Парк, Иллинойс, хотя они никогда не были реализованы. Сегодня Дом Маккормика является частью художественного музея Элмхерст.
В 1958 Людвиг Мисс ван дер Ройе построил сооружение, которое было расценено как окончательное выражение международного стиля в архитектуре — небоскрёб «Сигрем» (1954—1958 годы) в Нью-Йорке. Мис был выбран дочерью клиента, Филлисой Бронфман Ламберт. Небоскрёб «Сигрем» — большое здание из стекла, но в противовес архитектор решил ограничить конструкцию, включив в ансамбль большую площадь и фонтан, и создать открытое пространство на Парк Авеню. Кроме того, Мисс использовал двутавровые балки, которые не были необходимы с конструктивной точки зрения, но которые задавали структуру, выступая в качестве аргумента в споре, совершил ли архитектор преступление против декорирования. «Сигрем» также является первым примером конструкторского процесса, когда и проект, и строительство делаются одновременно.
Мис проектировал и строил много современных высотных зданий в центре Чикаго и в других местах. Среди его творений — Федеральное здание (1959 год), здание компании IBM (1966 год) и здание на Lake Shore Drive в Чикаго (1948—52 годы). Кстати, как ни странно, сам Мис жил в здании, построенном до начала второй мировой войны, в течение всего его пребывания в Чикаго.
Два последних главных проекта архитектора — Торонто-Доминион Центр в Торонто (1967 год), первый из банков-небоскрёбов, построенных в этом городе, и художественный музей Новая национальная галерея в Берлине.
Известный своими изречениями «Меньше значит больше» и «Бог в деталях», Мис попытался создать умозрительные, нейтральные пространства через архитектуру, основанную на материальной честности и структурной целостности. За последние двадцать лет своей жизни Мис достиг собственного видения монументальных «кожи да костей» архитектуры. Его более поздние работы обеспечивают соответствующую развязку жизни, посвящённой идее относительно универсальной, упрощённой архитектуры.
Один из внуков Миса, Дирк Лоан (Dirk Lohan), тоже стал архитектором. Лоан спроектировал могилу дедушки на кладбище Грейсланд в Чикаго.
См. также:
Нордический характер скандинавского интерьера, Джордж Нельсон — борец с «визуальной неграмотностью», «Машины для жизни» от Шарля Ле Корбюзье [2]