«Скажите мне, какой стул вы придумали, и я скажу вам, какой вы архитектор». Марио Беллини (Mario Bellini) любит парадоксы. Он считает, что гораздо сложнее проектировать стул, чем небоскрёб. И раз он так говорит, стоит ему поверить. С 1959 года он разрабатывал, наверное, всё — от пишущих машинок для OLIVETTI до стульев для Cassina, от телевизоров BRIONVEGA до токийского Центра Дизайна.
Всего лишь несколько фактов и цифр: 2 500 000 квадратных метров построено, 25 работ находятся в постоянной коллекции нью-йоркского музея современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA), 80 работников его студии, 225 путешествий в Японию, шесть лет в должности главного редактора журнала Domus («тотемом» для журнала стал стул Tom Vac, созданный дизайнером Роном Арадом).
Невозможно всё это запомнить и невозможно за ним уследить. Потому что Марио Беллини — архитектор и дизайнер, победитель международных конкурсов и обладатель многочисленных наград, коллекционер предметов искусства и, в первую очередь, любознательный человек, который любит жизнь. Тот, кого интересуют перемены, то, как развиваются вещи, тот, кого волнует судьба человечества. Стоит лишь взглянуть на фотографии, которые он сделал за время своих путешествий.
В 1972 году он сфотографировал утопическую Америку для MoMA: места, где живут хиппи, студия Энди Уорхола, дом основателя Playboy, трейлеры путешественников на дороге… В 1973 году он сделал сотни снимков из окна скоростного поезда в Японии. На плёнке остались изображения нового мира, снимки, которые свежи, аутентичны, лишены механического посредничества и непосредственно передают эмоции со скоростью мысли.
Марио Беллини родился в 1935 году в Милане, где и окончил Миланский политехнический университет в 1959 году. Карьера Беллини началась в 1961 году, когда он получил работу арт-директора универмага La Rinascente. Там он и оставался до тех пор, пока в 1963 году ему не предложили должность консультанта в компании OLIVETTI.
OLIVETTI давала Беллини большую свободу действий, позволяя создавать собственный язык дизайна оборудования, одной из наиболее острых потребностей пост-военного дизайна. Пока он работал там, он отвечал за терминалы, телепринтеры и пишущие машинки. Его работу можно охарактеризовать как взаимодействие между функциональными и внешними качествами предметов, которые он разрабатывал. Он создал единую, гибкую резиновую клавиатуру для популярного калькулятора Divisummal, а также калькулятор Programma 1a, портативные пишущие машинки «Леттера-25», «Леттера-10» и многие другие вещи.
Среди других его успешных проектов — автоматический магнитофон GA 45 Pop для MINERVA (1969 год), видеодисплей TCV 500 и кассетная дека TC 800 для YAMAHA (1975 год).
Беллини полностью изменил свою концепцию жёсткого экстерьера и мягкого интерьера в промышленном дизайне, представив свой совместный с CASSINA, CITROËN и PIRELLI проект дома на колёсах Kar-a-Sutra на шоу итальянского дизайна MoMA в 1972 году. Интерьер напоминающей автобус конструкции был наполнен кушетками и подушками, способствующими расслабленной поездке.
В конце 70-х Беллини также поработал консультантом по дизайну в компании RENAULT.
Первые стулья Беллини для C&B Italy (сегодня — B&B Italia) и для CASSINA — элегантные примеры популярности массивных и уютных кресел и диванов. Его кресло Amanta (1966 год) — подушка на каркасе из фибергласса L-образной формы. Более поздняя серия Cab, состоящая из стула (1976 год) и дивана (1982 год), оснащена снимающимися кожаными чехлами, которые застёгиваются на молнию.
Его вращающиеся стулья, разработанные в 70-х для VITRA, стали прародителями современной офисной мебели. Среди них такие известные модели, как Figura, Persona, Imago, Onda, Summa и Forma.
Подавляющее большинство проектов Беллини создано под влиянием классической школы дизайна, которой руководили конкурентоспособность, возможность массового производства и коммерческая успешность. Таким образом, его работа во многом формальна, её можно рассматривать как попытку сделать «хороший итальянский дизайн синонимом промышленности и культуры». Его светильники, такие как Area (1974 год), часто являются сложными по форме без ущерба функциональности.
Важной вехой творческого пути Беллини является преподавание в Колледже промышленного дизайна в Венеции, в Прикладном художественном колледже в Вене и в Академии Domus в Милане. С 1986 по 1991 год он был главным редактором итальянского журнала о дизайне Domus. Кроме того, он курировал «The Domestic Project», выставку, прошедшую в 1986 году в Милане, и стал обладателем многочисленных наград и премий в области дизайна.
Среди последних работ Беллини — проект городской библиотеки в Турине (Torino Cultural Centre), который выиграл конкурс и будет реализован к 2009 году. Его стоимость составляет 220 миллионов евро и, возможно, он станет новым символом города.
Проект основан на модели больших библиотек Парижа, Гааги и Нью-Йорка, и станет первой библиотекой Италии, построенной в соответствии с англосаксонской моделью. Библиотека должна стать тем местом, куда люди приходят не только чтобы провести исследование, но и просто скоротать день за чтением книг или газет. Здание с прозрачными стенами и волнообразными формами было прозвано «кометой», потому что оно представляет собой семиэтажную башню с четырёхэтажным «хвостом». На вершине 40-метровой башни, похожей на перевёрнутый стакан, находится обсерватория.
Как ему удаётся работать в столь различных между собой областях? Это очередной парадокс. «Мир мебели связан с человеком и с историей жизни, — говорит дизайнер. — Мир автомобилей связан с приручением механизмов и превращением их в своего рода „мебель“, которое делает его удобным и понятным для человека».
Культура и инновации, легенда и технологии. Как можно их совместить? Возможно, при помощи архитектуры? «Подходить к производству стульев так же, как к созданию замков, или к проектированию зданий как огромной мебели, абсолютно неправильно. Архитектура — часть города, в котором мы живём. Мы не живём в стуле». По большей части, между дизайном и архитектурой нет никакой связи. И, тем не менее, они оба работают на человека.
Взгляните на стул, который он придумал почти 30 лет назад. Он называется Cab. Вы многое начнёте понимать в парадоксах Беллини.
См. также:
Вико Маджистретти: дизайн как автобиография, Карим Рашид: «Я хочу изменить мир», Взрыв цвета от Шломи Хазиза