Антонио Читтерио (Antonio Citterio) — настоящий миланец. Уроженец Меда, маленького городка на севере Италии, и выпускник миланского Политехнического Университета, он с раннего детства был погружен в пьянящую архитектуру Италии и мир дизайна. Выбрав направление развития в 13 лет, он взлетел, чтобы стать одним из ярчайших светил в своей области.
Его проекты охватывают три континента, а созданных им объектов хватит, чтобы открыть собственный международный мебельный салон. К чему бы ни прикасалась рука мастера, из-под неё выходят строгие и лаконичные и предельно функциональные предметы, между тем, радующие глаз.
Верный итальянской школе дизайна, Читтерио занимается всем: зданиями, мебелью и промышленным дизайном.
Его карьера началась в 1972 году, и с тех пор он сотрудничал с такими известными итальянскими и международными компаниями, как ALBATROS-SANITEC GROUP, ANSORG, ARCLINEA, AXOR-HANSGROHE, B&B Italia, FLEXFORM, FLOS, FUSITAL, GUZZINI, IITTALA, INDA, KARTELL, MAXALTO, METALCO, POZZI GINORI-SANITEC GROUP, SKANTHERM, TRE PIÙ, VITRA и WALL.
Его сервировочный столик Battista и контейнер Mobil для KARTELL находятся в постоянных коллекциях нью-йоркского музея современного искусства MoMA в Нью-Йорке и в центре Жоржа Помпиду (Centre Pompidou) в Париже. Его линия мебели Ad Hoc для VITRA — синоним многофункциональности и популярности в нише офисных систем.
В 1987 году Читтерио начинает работать в тандеме с супругой, Тэрри Дван (Terry Dwan), уроженкой Калифорнии. Вместе они основывают товарищество «Antonio Citterio and Terry Dwan Architects». Читтерио расширяет сферу своей деятельности, и теперь она охватывает архитектуру и дизайн интерьеров. В течение следующего десятилетия они создают такие значительные проекты, как коммерческий и административный комплекс в историческом центре Серегно, офисы ESPRIT в Амстердаме, Антверпене и Милане, заводы VITRA в Германии и ANTONIO FUSCO в Милане, галерея Massimo de Carlo в Милане и частные резиденции в Европе и Японии.
В 1999 году, вместе с Патрисией Вил, он создаёт мультидисциплинарную компанию «Antonio Citterio and Partners», которая занимается архитектурным и промышленным дизайном, а также графикой. В 2000 году открывается новый штаб в Милане, а позже в Гамбурге.
В 2002 году была завершена работа над зданием, в котором располагается офис компании EDEL, над офисными зданиями в Neuerwall, двумя зданиями под офисы и производство тканей в Legnano и Lecco, штаб-квартирой CR&S Centre с шоу-румом, а также офисом B&B Italia в Novedrate.
В 2003—2004 годах был разработан корпоративный проект для De Beers (Лондон и Токио), а в мае 2004 открылась гостиница Bulgari в Милане, первый из сети роскошных отелей, известных как Bulgari Hotels and Resorts.
В 2005 году проводится реконструкция исторической ратуши Клузон, стоящей на Piazza dell’Orologio в Риме, проект для GlaxoSmithKline в Вероне, проект для юридической фирмы в Сондрио. Кроме того, ведётся работа над двумя частными проектами в Базеле, Швейцария, и в Сардинии, Италия.
Читтерио создаёт обрамление царства моды, где интерьеры и мебель служат декорациями как для элитных, так и для популярных лэйблов. Среди его проектов — бутик Cerruti в Нью-Йорке и Emanuel Ungaro в Париже, пилотный магазин Stefanel в Милане. Его модные и ювелирные «подвиги» также охватывают шоу-румы Aspessi и Cerruti в Милане, бутик Fausto Santini в Дюссельдорфе и De Beers в Лондоне.
Замечательный пример долговечности — сотрудничество Читтерио с промышленниками, которое охватывает десятилетия. Для B&B он разрабатывает не только товары, но и шоу-румы, расположенные по всему миру. Среди них — бывшее лондонское представительство Porshe, которое он и близкий ему по духу Джон Паусон (John Pawson) превратили в двухуровневый интерьер для B&B Italia.
Изыскания Читтерио на ниве промышленного дизайна не прекращаются. Он продолжает сотрудничество с всемирно известными марками и создаёт предметы мебели, кухонную утварь, светильники, сантехнические изделия. Весной 2003 года Антонио Читтерио разработал для компании HANSGROHE дизайнерскую коллекцию для ванной комнаты Axor Citterio. С самого начала дизайнер рассматривал сантехнику не в качестве отдельных продуктов, а, скорее, как часть ванной комнаты, совмещённой с жилым пространством — оазисом wellness («хорошего здоровья») в вашем доме.
Преподавательская деятельность — также важная часть жизни дизайнера. Он участвует в различных конференциях, читает лекции в различных учебных заведениях архитектурной направленности. В частности, он и по сей день преподаёт в Университете архитектуры Mendrisio (Швейцария); преподавал в миланской академии Domus и в Universita la Sapienza в Риме.
Антонио Читтерио принимал участие во множестве международных конкурсах: в 2002 году его проект был представлен на конкурсе по благоустройству Jungfernstieg, причала для туристических лодки на озере Binnenalster (Гамбург), а также торговых центров, пешеходных зон и подземной парковки.
В марте 2004 года вместе с другими дизайнерами он предложил проект превращения исторического центра Милана в новый современный центр; в апреле 2004 Читтерио представил проект моста в Гамбурге, а в мае — проект новых выставочных залов музея Rijksmuseum в Амстердаме. В сентябре 2004 года он оказался в числе дизайнеров, чьи идеи относительно функционального обустройства, уличной мебели и охранных систем для Molo Guardiano sud/Marina di Ravenna, представленные на Бьеннале в Венеции, были признаны лучшими.
Разнообразный творческий язык, на котором говорит Читтерио, тем не менее, крайне последователен. «Я создаю простую архитектуру, потому что я всегда её создавал — я не могу измениться», — говорит архитектор, который в своём творчестве не избежал влияния итальянских рационалистов, Чарльза и Рея Эймс, Луи Кана и Тадао Андо.
Вне офиса архитектор посвящает себя жене и двоим детям. Его вкусы в музыке разнообразны, от итальянской поп-музыки и рока до классики. В литературе он предпочитает приключенческие романы и путешествия. Из коллег «по цеху» очень уважает Вико Маджистретти.
См. также:
Стефано Джованнони: Super&Popular, Вико Маджистретти: дизайн как автобиография, Марио Беллини: парадоксов друг