Дизайнер-самоучка, начавший творить в восьмидесятые, сегодня — арт-директор мебельного ритейлера HABITAT, а ещё и ARTEK, финской мебельной компании, Том Диксон (Tom Dixon) сумел совместить в своей карьере творческое начало и коммерческую успешность.
Том попал в дизайн случайно, когда, выздоравливая после аварии, страдал от обилия свободного времени. В попытках восстановить мотоцикл он открыл для себя технику сварки. С тех пор он учился создавать вещи в большинстве случаев из того, что находил на свалках.
Диксон родился в городе Сфакс (Тунис) в 1959 году и переехал вместе с семьёй в Англию, когда ему было четыре года. Он посещал Школу искусств в Челси (Chelsea Art School), но несчастный случай запер его на три месяца в больнице. Из школы Тома отчислили, и он провёл пару лет, играя на бас-гитаре в диско-группе, пока другой несчастный случай на какое-то время не лишил его возможности выступать.
Он проводит время в ночных клубах Лондона. Подобный образ жизни оставляет массу свободного времени, и Том начинает эксперименты со сваркой различных конструкций. Технике сварки его обучил друг, причём всего за один урок. Свежеприобретённые навыки он сразу же начал использовать в работе, исследуя декоративные и конструкторские возможности переработанных материалов и промышленных отходов. Диксон работал без эскизов, используя в качестве материалов рельсы, строительную арматуру, внутренние детали автомобиля и кастрюли.
«Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность.
Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально.
Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото».
Поскольку международная репутация Диксона росла, им заинтересовалась итальянская компания CAPPELLINI, занимающаяся мебельным дизайном. На международной арене его начали воспринимать всерьёз, и всё благодаря попыткам CAPPELLINI запустить его изделия в массовое производство. Том Диксон сделал имя благодаря S-стулу. Он изготавливался из переработанных резиновых камер и покрывался камышом — материалом, традиционно используемым для сидений. CAPPELLINI привлекли его скульптурная форма и удивительная «безногая» конструкция стальной рамы. Запущенный в производство в1989 году, S-стул быстро получил статус культового предмета дизайна и занимает почётное место в Музее современного искусства (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке. С тех пор Диксон часто сотрудничал с CAPPELLINI в создании множества предметов, таких как кресло-качалка Bird и стол из серии Pylon.
«Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня я предпочитаю идею быть промышленником.
Ключевой момент, возможно, настал в миланском аэропорту в январе 1989, когда меня встретил шофёр из CAPPELLINI с табличкой, на которой было написано „Mr. Dixon“, в руках. До тех пор я не видел возможностей, которые даёт объединение дизайна и технологий.
Не будет преувеличением сказать, что в тетчеровские восьмидесятые Англия был культурной пустыней. Промышленность переживала кризис и не считала целесообразным поддерживать возникающие идеи. Помощь, которую мы получили, конечно, была не от организаций типа совета по дизайну… Дифирамбы со стороны прессы ободряли, но это была не та помощь, в которой мы нуждались.
К счастью это был англофил Джулио Каппелини, который обеспечил производственные мощности и видение, которое открыло целую новую вселенную для меня и многих других. Достаточно сказать, что я всё ещё жду звонка от моего первого британского производителя».
В 1994 году Диксон обратился к пластмассе и основал EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. Компания была создана, чтобы изготавливать и продавать оригинальную линию светильников из пластика. Первым продуктом, произведённым EUROLOUNGE, стал «Jack light», прославившийся во всём мире. Это многофункциональная вещь из пигментированного полиэтилена. Его геометрически правильная форма органически вписывается практически в любой дизайн. Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Victoria and Albert Museum в Лондоне и Museum of Modern Art в Сан-Франциско.
Назначение Тома Диксона арт-директором HABITAT в 1998 году считали спорным. Он всегда работал на себя, и не знал, что такое корпоративная культура. Основанная сэром Теренсом Конраном и некогда обладавшая, возможно, наибольшим влиянием на развитие британского дизайна, компания HABITAT позже сошла со своего пути. Диксон быстро вывел компанию из кризиса и завоевал авторитет, став в 2001 году её креативным директором.
Мебель Диксона всегда была элитной, несмотря на то, что он не ставил перед собой такой цели. HABITAT, как главный международный продавец мебели, преуспевает в том, чтобы сделать хороший дизайн доступным к каждому.
«Мои друзья и знакомые были напуганы. Я ставил под угрозу свой творческий потенциал… Я должен был войти в душный мир корпоративной политики. Для меня, однако, это было всё равно что иметь огромную коробку с игрушками…. Все технологии производства в мире — от изготовления корзин до литья карнизов. Проектирование любых товаров для дома… от забавных игрушек до двухъярусных кроватей, сорок стран, 85 магазинов. Всё по доступным ценам! В Европе нет другой такой работы! Я перешёл от индивидуализма к промышленному производству внезапно».
В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.
Он по-прежнему начинает новые проекты как независимый дизайнер и как творческий директор ARTEK.
«Добрый друг однажды назвал меня «позвоночным дизайнером, — говорит Диксон. — Это означает, что я проектирую от костей и действительно не интересуюсь поверхностью».
См. также:
Шона Китчен: женское имя в дизайне, Михаэль Тонет: куда кривая выведет, Тошиюки Кита: вещи с душой