Япония – страна традиций. Причем они, не взирая на настойчивое «вторжение» западной культуры, остаются, практически неизменны, как и сотни лет назад. Традиционный японский дом – наиболее показательный пример. И если Вы никогда прежде не были там, в гостях, многое может удивить. Правда, уже не шокировать, как первых европейцев, посетивших страну Восходящего солнца.
Японский традиционный дом начинается вовсе не с прихожей. И даже не с лестничной клетки (надо же, какое точное слово, которое полностью соответствовало советскому жилищному «дизайну».) Все начинается с небольшого сада, в котором утопает жилище. Даже если места мало (а в Японии земля очень дорогая), то хозяева все равно стараются высадить перед входом даже одно деревце в окружении узора камней.
И этот оазис живой природы составляет единое целое с самим домом. Ведь еще в средние века дома возводились без стен – открытое пространство ограничивалось несколькими опорными столбами, и окружающий природный «интерьер» был естественной частью дома. Представляете себе такое сооружение «домашнего» очага? Но именно это придало традиционному японскому строению одну из главных особенностей. Вся природа в доме, и ты — в самой природе. Гармония — всеобщая, всепроникающая.
Небольшой садик возле дома — вот его начало.
Причем, если в садовой «архитектуре» полная свобода творчества, то в планировке дома — строгая дисциплина. Дом четко делится на две части — внешнюю и внутреннюю. К последней относятся гостиная, спальня, чайная комната и кухня. Все остальное — «природная» прихожая, холл, санузел, ванная — к зоне «уличной», внешней. Причем, только здесь вам разрешат ходить в домашних тапочках. «Пол» — природные камни, которые специально не подвергаются обработке, и потому виден их шероховатый, созданный годами узор. Так же из камня сделаны и ступени, на которых оставляют свою обувь входящие.
Внутренняя зона, по которой хозяева ходят или босиком или в специальных белоснежных носках — таби — устлана традиционными татами. Это, безусловно, самый экологически чистый «напольный» материал. Татами на протяжении многих сотен лет делают из рисовой соломы и сверху обшивают полотном, изготовленном из тростника игуса.
Первоначально слово «татами» означало тонкую соломенную циновку, которую легко можно было сложить и убрать. И именно так, легко, продолжают убираться вещи в японском доме. Все складывается в стенные шкафы, задвигаемые фусума — раздвижными японскими дверями-перегородками.
Деревянная рама фусума обклеивается с двух сторон непрозрачной, плотной, рисовой бумагой, на которую обычно наносят узор — пейзаж, птиц. И основой любой перепланировки так же является фусума: с ее помощью запросто можно превратить четырехкомнатную квартиру в двух или трехкомнатную, в зависимости от обстоятельств и желания.
А раздвижные перегородки, которые отделяют внутреннюю часть дома от «уличной» называются сёдзи. Эта решетчатая рама обклеивается бумагой только с одной стороны. Причем, бумага легко пропускает свет, создавая своеобразный «рисунок» помещения.
В традиционном японском доме никогда не бывает яркого света. Здесь царит полумрак, который подчеркивается своеобразной игрой теней. И это — неотъемлемая часть интерьера. С помощью света дизайнер моделирует пространство, подчеркивая важные детали и делая нужные акценты.
В японском доме много дерева, много природного цвета – всевозможные оттенки коричневого, песочно-золотистого и пенно-морского, цвета соломы и мраморной «строгости» камня… Мебели, так же по традиции, мало. Вся основная жизнь в доме происходит на полу. Лишь маленький низенький столик, татами, дзабутон — плоские соломенные или ватные подушки, на которых обычно сидят. На диване — футон — традиционный японский матрас, набитый хлопком. И непременный атрибут — старинный сундук — тансу — изготовленный из камфорового дерева. В Японии в таких сундуках (а их специально украшали цветным лаком, узором или орнаментом) издавна хранят одежду. Причем, она приобретает от дерева не только изящный тонкий аромат дерева, но и микроорганизмы, которые «чистят» одежду. Для дорогих национальных кимоно, которые стирают редко, это весьма важно.
Но весь интерьер венчает таконома — специальная ниша, в которой выставлены самые ценные вещи в доме. Причем, они — не обязательно баснословной стоимости. Просто представляют особую ценность и значимость для хозяев — ваза, фарфоровая кукла, все, что угодно. Но обязательно эта вещь является главным украшением дома.
Дома, который «построен» по законам гармонии и красоты, в единстве с природой и вдохновением творчества.
См. также:
В объятиях Морфея, Метаморфозы цвета в интерьере, Как обустроить небольшую прихожую?